Афины и Спарта в эллинской культуре

В истории Эллады наибольшую роль сыграли, несомненно, два полиса — Афины и Спарта. Порою союзники (как во время войны с персами), чаще — соперники, доходящие в своем соперничестве до кровопролитной борьбы (Пелопоннесская война 431—404 годов до н.э.), борющиеся за гегемонию в Элладе, имеющие многочисленных «союзников», а на деле — полисы, зависимые от них (Афинский морской союз и Пелопоннесский союз соответственно), Спарта и Афины воплощали в себе два начала, без которых эллинская культура была бы неполной. Спартанцы культивировали простоту, справедливость, физическую силу, афиняне — тонкость, хитроумие и образованность. Дорийцы[1]спартанцы, с их аристократическим правлением, приверженностью традиции, сведением почти на нет торговли, признанием физического труда чем-то недостойным свободного гражданина, аскетическим воспитанием детей, тотальным государственным контролем над жизнью личности, культом физической силы, поощрением естественности, немногословности и простоты во всем и вечной готовностью к войне служили разительным контрастом и противовесом ионийцам-афинянам с их демократией, динамизмом, любовью к новшествам и авантюрам, изощренной и утонченной культурой, развитой торговлей и поощрением духовного развития свободной личности. Афинские поэты-трагики в своих произведениях пытались постичь мировую справедливость, а спартанский поэт Тиртей (впрочем, тоже прибывший из Афин) писал военные гимны, воспевающие героическую гибель защитника родины.

В Спарте презирали труд, в Афинах — праздность. В Спарте женщины были уравнены в правах с мужчинами, в Афинах женщины были почти бесправны. В Спарте любили краткость (лаконичность) речи, в Афинах — ценили умение долго и красиво говорить. В Спарте презирали торговцев, а в Афинах почитали их. Спартанцы не любили путешествовать и надолго покидать свой полис, тогда как афиняне непрерывно плавали по морям, торгуя и основывая новые колонии. Спартанцы принципиально отказались обносить свой город стенами, решив, что лучшей стеной служит непобедимость воинов — лучших пехотинцев в Элладе. Афиняне, напротив, огородили свой город и порт Пирей высокими стенами, и при приближении неприятеля, оставив Аттику на разграбление, устремлялись за стены или же на корабли — их стихией было море. Спартанцы жили за счет труда илотов и постоянно были готовы к их восстанию. Афиняне процветали за счет выкачивания средств из своих «союзников», которые также стремились отпасть от обременительного и неравноправного морского союза.

В Греции существовала поговорка: «Нигде по всей Элладе свободный человек так не свободен, а раб так не угнетен, как в Спарте». Спарта подарила Элладе и миру величайших героев и полководцев, как Афины подарили величайших философов, ораторов, скульпторов, политиков и поэтов. Что же касается до ионийского духа, нашедшего свое полное развитие в Афинах, то А.Ф. Лосев определял его как «дух разумной энергии и воли, волевой целенаправленности, отважной предприимчивости, больших прогрессивно-новаторских и организационных способностей, подкрепляемых острым, проницательным и критическим взглядом на вещи, но сдерживаемых чувством меры, внутренней собранности и гуманизма». Характеризуя гомеровского Одиссея, наиболее полно выразившего ионийский тип личности, Лосев отмечал: «Одиссей — сплошное приключение, сплошная авантюра, сплошная изворотливость. Его хитрость доведена до фантастического упоения. Он лжет даже тогда, когда в этом нет никакой надобности, за что, впрочем, покровительствующая ему Афина Паллада его хвалит».

Поразительная деталь: когда в 465 году до н.э. илоты в Спарте восстали и угрожали самому ее существованию, и спартанцы в отчаянье обратились за помощью к афинянам, в афинском народном собрании мнения разделились: надо ли помогать главному сопернику в борьбе за доминирование в Элладе, или же крушение Спарты Афинам на руку. И тогда один из вождей афинян, Кимон, произнес великие слова: «Не следует лишать Элладу одной ноги и делать ее хромою, а Афинам допустить погибнуть коню, составляющему с ними одну упряжку». Убежденные этим аргументом, афиняне решили помочь Спарте в беде. А, когда в конце Пелопоннесской войны, после победы Спарты в 404 году решался вопрос о судьбе Афин, фиванцы и коринфяне предложили разрушить побежденные Афины, а их жителей обратить в рабство. Однако этому благородно (и дальновидно) воспротивились уже победители-спартанцы, заявив, что не подобает лишать Элладу города, спасшего ее свободу от персидского нашествия. Такова была живая, контрастная, динамичная основа единства и расцвета Эллады и это же состояние явилось причиной ее крушения. Когда эти противоположности соревновались в доблести и славе, уравновешивая друг друга, Эллада цвела, а когда они столкнулись в кровавой междоусобице и нарушили тем столь близкое сердцу эллинов равновесие, Эллада оказалась обреченной на гибель.

Цитируется по изд.: Рябов П. В. Культура Эллады. Основные проблемы и категории. М., 2017, с. 28-31.

Рубрика: