Ангкорская Камбоджа в XII – XIII веках: захват чужих территорий и границы

Площадь кхмерского королевства довольно часто превышала территорию современной Камбоджи. В конце XII — начале XIII веков при Джайявармане VII королевство достигло своих максимальных за всю историю размеров: на востоке, после аннексии Чампы, оно простиралось до Китайского моря, хотя почти не оставило следов своего присутствия в этих областях, за исключением нескольких статуэток, о которых Жан Буасселье говорит, что «они являются единственными из всех произведений кхмерского провинциального искусства, в ко торых никак не проявляются местные традиции, и они в точности соответствуют канонам искусства Ангкора и региональных кхмерских школ». Но когда впоследствии вьетнамцы отщипывали кусок за куском от кхмерских земель, в древней Кохинхине поселились несколько групп кхмеров (известных как «нижние кхмеры»). На западе и на севере все обстояло иначе: Джайяварман VII, захвативший ранее княжества монов , плато Корат (северо-восток современного Таиланда) и часть земель на юге Лао-са, впоследствии еще больше расширил свои владения до границ с Бирмой (Муанг Син в современном Таиланде) и до района Вьентьяна в Лаосе.

Кхмеры стали активно осваивать плато Корат в середине XI столетия: об этом говорит появление в этом регионе бассейнов-резервуаров прямоугольной формы. Они похожи на камбоджийские бараи IX века и резко отличаются от местных гидротехнических сооружений. Кхмерские бараи напоминали монские водоемы, часто их называют «круглыми городами». Но на самом деле речь идет о широком ограждении, часто неправильной формы, сформированном двойной дамбой, ограничивающей прерывистый или замкнутый по окружности ров, роль которого не сводилась лишь к созданию запасов воды: водоем служил и оборонительным барьером, призванным защитить хаотично строившиеся в нем дома. Сооружения, которые по правилам кхмеров должны были дополнять бараи, тоже были типично кхмерскими, хотя в них порой встречаются местные мотивы. Иногда это были большие храмы, как, например, Паном Ван, Паном Рунг и главным образом Пимаи, возведенный в конце XI столетия. При Джайявармане VII храм был расширен, а вокруг

него вырос большой город, обнесенный высокой крепостной стеной. Наряду с этим было возведено множество небольших храмов, среди которых немало часовен при лечебницах (около двадцати идентифицированы). Это на первый взгляд сильное воздействие кхмеров на местную культуру не должно вводить в заблуждение: влияние кхмеров было поверхностным и не могло изменить уже сложившиеся местные обычаи и обряды (в частности, погребальные ритуалы). Складывается впечатление, что мы имеем дело с симбиозом колониальной и местной культур.

Это впечатление усиливается по мере продвижения на запад: кхмерские сооружения встреча-ются все реже. А уже на Центральной равнине Таиланда провинциальные столицы кхмеров конца XII века — Лопбури (аннексирована не ранее начала XI столетия) или Сукхотай — предстают как островки кхмерской жизни в стране монов. На самом же западе кхмерских владений архитектура храма в Муанг Син, его декор, прямоугольный план его крепостной стены подчеркивают, с одной стороны, его кхмерское происхождение, а с другой — свидетельствуют о том, что построили его совершенно чуждые традициям кхмеров рабочие и скульпторы, на чьи плечи легла обязанность возведения храма и ваяния божественных образов по навязанным им моделям.

Цитируется по изд.: Дажан, Брюно. Кхмеры. // Брюно Дажан. М., 2009, с. 74-76.