Лагаш

Образец шумерской портретной скульптуры.
Статуя молодого Гудеи. Из Лагаша. XXII век до н. э. Диорит.

 

Лагаш при Урукагине

Картину дальнейшего развития общества этого периода можно установить на основании данных, найденных в архиве храма богини Бау в Аагаше эпохи царя Урукагины, а также исторических надписей этого царя. Мы имеем право предположить, что данные названного архива можно распространить и на весь Лагаш.

Развитие торговли. Развитие ирригационной системы, развитие системы дамб, рвов, каналов и т. д. требовало применения металла, дерева, камня, т. е. такого технического сырья, которого не имелось в пределах самой долины, и, следовательно, рост производительных сил приводил с необходимостью и к росту обмена. В текстах имеются указания, что купцы вели крупные операции от имени деспотии, являясь подчиненными главе этой деспотии, «патеси». Эти торговые обороты давали возможность обогащаться и самим купцам...

Лагаш во второй половине XXII века до н. э.

Фрагмент изображения со стелы коршунов. Лагаш.

Упадок Аккадского царства – нашествие кутиев

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии (возможно, и город Аккад, руины которого до сих пор не обнаружены). Угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население. Кутии «покрыли всю землю, как саранча».

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими  Месопотамия...

Южная Месопотамия времени Ранних династий

В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — субареи и хурриты. Из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в истории Месопотамии.

Политическая история шумерских городов-государств

В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Шумера в первой половине III тысячелетия до н. э. принято делить на три последовательных этапа, составляющих Раннединастический период (РД I, РД II и РД III).

Первый этап (XXVIII—XXVII века до н. э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением I Кишской династии. В числе ее правителей фигурирует, например, Этана, один из героев шумерских мифов, согласно которым он поднимался в небо на крыльях орла, добыл там «траву рождения», положил начало «царственности» в Шумере. Могущество Киша оставило о себе столь памятную славу, что в дальнейшем многие правители добивались звания «лугаль Киша» что также означало «лугаль воинств» и делало его обладателя лугалем-гегемоном...

Лагаш (АС, 1990)

ЛАГАШ (Lagash, современный Теллох), телль, расположенный к северу от Ура, раскапывался французской экспедицией под руководством де Сарзека в 1877–1900 год и время от времени позже. Период возвышения Лагаша относится к 3-му тысячелетию до н. э. (особенно правление Эаннатума, 2500 год до н. э., и Гудеа, 2100 год до н.э.), совпадает с III династией Ура. Позже Лагаш был подчинен Ларсе. Наибольшее значение имеет огромное количество клинописных табличек, найденных в руинах главным образом при грабительских раскопках.

Шумер: верования населения

В каждой шумерской территориальной общине почитался свой местный бог-покровитель, являвшийся как бы универсальным олицетворением всех тех высших сил, которые властвуют над жизнью людей. Такое божество считалось обычно покровителем земледелия. При ирригационном земледелии большую роль играли светила и наблюдения за ними, а поэтому в древнем Шумере начали рано связывать богов с отдельными звёздами и созвездиями. В письме Шумера пиктограмма звезды служила обозначением понятия «бог».

Лагаш (СИЭ, 1965)

Лагаш на карте Шумера.

Подписка на RSS - Лагаш