Австралия в австралийцы (Свет, 1966)
Австралия - наименьший материк земного шара. Ее площадь - 7 704 тысяч кв. км, и она, таким образом, в полтора раза меньше Европы. Австралия и наиболее «низкий» материк, самая ее высокая горная цепь - Водораздельный хребет - ниже Пиренеев и Карпат. Большая часть Австралийского материка занята обширными равнинами, которые постепенно понижаются от краев к центру. Дно огромной внутри-австралийской впадины в срединной своей части, в районе озера Эйр, лежит ниже уровня моря.
Берега Австралии, особенно западный и южный, изрезаны слабо. Прибрежные острова, мысы и полуострова занимают менее одной десятой поверхности Австралийского континента, тогда как в Европе на них приходится свыше трети общей площади.
Большая часть Австралийского материка лежит в тропической и субтропической зонах, но это сухие тропики и субтропики. Водораздельный хребет перехватывает почти всю влагу, которую несут с Тихого океана восточные ветры. Близ озера Эйр в год выпадает около 110 мм осадков, а в некоторых местностях западной и северо-западной Австралии осадков бывает еще меньше. Здесь в течение пяти-шести месяцев сухого сезона земля порой не получает ни капли влаги. Реки, стекающие с западных склонов Водораздельного хребта, несут воду лишь в дождливый сезон, в остальное время они либо совершенно иссякают, либо превращаются в прерывистую цепочку солоноватых луж и болот. Такую участь испытывает даже самая длинная река Австралии-Дарлинг, правый приток Муррея. Пересыхают и озера в глубоких бессточных котловинах.
Западнее 135-го меридиана колоссальная территория, по площади равная половине Западной Европы, совершенно лишена постоянных и временных водотоков. Это край великих пустынь (Большая пустыня Виктория, пустыня Гибсона и Большая Песчаная пустыня). Лишь в неширокой полосе западного и северного побережий песчаная пустыня уступает место сухим степям, орошаемым немногочисленными и маловодными реками. Языки пустынь кое-где вторгаются в эту полосу и доходят до Индийского океана, Тиморского моря и залива Карпентария…
На крайнем юге, вдоль берегов Большого Австралийского залива, тянутся безрадостные полупустыни, которые выдающийся исследователь этой части материка Джон Эйр метко назвал Налларбор («нет деревьев»).
Австралия в давние геологические времена была отрезана морем от Старого Света. Изолированное положение этого материка определило особенности развития его растительности и животного мира, чрезвычайно богатого эндемичными формами.
В значительной степени эта изоляция обусловила и своеобразные черты австралийской этнографии. К моменту появления европейцев на Австралийском материке его коренные обитатели представляли собой этническую общность, которая по антропологическим признакам и языку резко отличалась от народов, населяющих Азию, Африку, Океанию и Америку. Общественный строй и материальная культура австралийских аборигенов той эпохи сохраняли ряд особенностей, характерных для ранних этапов развития человечества (палеолит и неолит).
В настоящее время в Австралии сохранилось всего лишь сорок пять - пятьдесят тысяч аборигенов (15), но в ту пору, когда европейцы открыли этот материк (XVII век), численность его населения доходила примерно до трехсот или даже до четырех сот тысяч, причем здесь обитало не менее пятисот различных племен. Наиболее густо заселен был юго-восток Австралии, особенно бассейн реки Мур рея, наиболее редко - внутренние области.
Для австралийцев характерны средний рост, тонкое туловище, длинные конечности, волнистые волосы, темно-коричневая кожа, довольно густая борода, низкий нос с низкой переносицей, толстые губы, удлиненная голова с выступающим подбородком. Некоторое сходство с австралийцами наблюдается у меланезийцев и папуасов, а также у веддоидных племен, сохранившихся в настоящее время лишь в самых труднодоступных областях некоторых островов Индонезии.
Австралийские аборигены говорят на языках, которые не входят ни в одну из известных языковых семей. Эти языки весьма примитивны и соответствуют, вероятно, ранней стадии в развитии человеческой речи (15). В настоящее время насчитывается шесть языковых групп и множество диалектов. Лексика австралийских аборигенов довольно богата, но преимущественно словами, выражающими конкретные свойства предметов. В дополнение к звуковой речи у аборигенов имеется особая система сигналов - язык жестов.
До открытия Австралии европейцами аборигены не знали земледелия и скотоводства. Их главными занятиями были охота, рыболовство ц собирательство. Собирательство играло весьма значительную роль, причем объектами его были не только дикорастущие съедобные растения, но и мелкие животные (ящерицы, крысы, лягушки, раки, муравьи и т. п.). Домашних животных у них не было, за исключением полудикой собаки динго.
Металлов аборигены не знали, не знали они и гончарного искусства. Орудия труда изготовлялись из камня, кости, дерева, раковин, причем каменная техника была довольно примитивной и соответствовала позднему палеолиту, мезолиту и ранним стадиям неолита. Ткачества у австралийцев не было, неведома была им и одежда. Предметы домашней утвари, рыболовные и охотничьи сети изготовлялись из лубяных волокон и полосок коры, и способы плетения были весьма разнообразны. В качестве оружия применялись и применяются в настоящее время копья, бумеранги, метательные и ударные палицы, каменные и костяные ножи. «По бедности, простоте, примитивности своей материальной культуры австралийцы занимают место наряду с наиболее отсталыми народами земли, а пожалуй, и ниже всех других, ибо они не знают даже лука и стрел, керамики, земледелия и скотоводства и ведут бродячую охотничье-собирательскую жизнь... Но с другой стороны, при всей примитивности материальная культура австралийцев представляет собой пример прекрасного приспособления человека к условиям среды. Ловкость и Изобретательность на охоте, создание такого замечательного оружия, как бумеранг, изощренная техника обработки растительных продуктов, умение найти средства к существованию в самых неблагоприятных условиях в сухой и скудной пустыне - все это внушает нам уважение к австралийцам, бедному и отсталому, но бодрому и энергичному народу» (15, стр. 146-148).
Цитируется по изд.: Свет Я.М. История открытия и исследования Австралии и Океании. М., 1966, с. 7-10.