Вьетнам: начало проникновения Запада

С 17 века на территории Дайвьета обосновалось много испанских (в государстве Чиней) и французских (в государстве Нгуенов) миссионеров-католиков. Их попытки распространить католицизм были в этот период сравнительно малоуспешными, их деятельность в значительной мере была направлена к сбору разнообразных сведений о Вьетнаме, сыгравшему важную роль в будущем проникновении европейских держав во Вьетнам. Двойной гнет, которому подвергали вьетнамское крестьянство помещики и феодалы-чиновники (сохранившиеся от периода расцвета феодально-бюрократического государства, но объективно уже не нужные с переходом феодального общества к системе поместного землевладения), обусловил к последней трети 18 века новый массовый подъем крестьянской борьбы. Центром крестьянского движения стали густонаселенные северные районы государства Нгуенов. Здесь в горном районе к Западу от г. Куиньон (Тэйшон («Западные горы»)) в 1771 году началось самое крупное в истории феодального Вьетнама крестьянское восстание, получившее название восстания тэйшонов (см. Тэйшонов восстание). Великая крестьянская война тэйшонов охватила в 1771-1776 годы большую часть территории государства Нгуенов. В 1786 году крестьянская армия тэйшонов заняла всю территорию государства Чиней на Севере страны. Антифеодальная борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения реальной власти династии Ле. После формального восстановления власти династии Ле (1786) фактическая власть в стране оказалась в руках тэйшонов. Попытка Ле установить свою действительную власть привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789 году. К 1802 году феодалы юга, возглавляемые представителем дома Нгуенов Нгуеном Фук Анем, при поддержке французских купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов. Ряд вьетнамских ученых полагает, что в конце 18 века, при тэйшонах, во Вьетнаме шел процесс зарождения элементов капитализма.

Для вьетнамской культуры периода развитого феодализма характерно, начиная с 10-12 веков, резкое усиление национальных традиций. По-видимому, уже к 12 веке существовала вьетнамская национальная письменность (тьи-ном), постепенно вытеснившая в литературе и переписке китайскую письменность. С 11 века развивается ксилографическое книгопечатание. Высшего расцвета вьетнамская феодальная культура достигла в 15 веке - в период экономического и политического подъема централизованного вьетнамского государства; в последующие века периода развитого феодализма культурная жизнь базировалась в значительной мере на достижениях этого «золотого века» вьетнамской культуры. Самостоятельная вьетнамская литература, возникшая в 12-13 веках, выдвинула крупных оригинальных поэтов (Хан Тхюен (2-я половина 13 века), Ли-те-Сюен (14 век), Тю Ан (14 век), Нгуен Чай (15 век), Ле-тхань-Тонг (15 век), анонимный автор «Линь-нам чить-куай» («Сборник необычайных жизней в Линь-наме», 15 век), Нгуен Зы (16 век), Дао-зюй-Ты (17 век), Ле-куи-Дон (18 век)). Интенсивно развивались прикладные и изобразительные искусства (скульптура, фресковая и лаковая живопись, художественное литье, декоративная керамика (стиль Тханьхоа, с 12 века), художественная резьба по дереву и камню, художественное плетение). В архитектуре с 11 века доминировало специфическое вьетнамское одноэтажное строительство с парковыми ансамблями, расположенными по одной оси; в церковном и светском зодчестве преобладали кирпич и дерево (камень очень редок). Наиболее выдающимися сооружениями являются храм Мот-кот, воздвигнутый в Тханглаунге в 1049 году, храм Ван-миеу, воздвигнутый там же в 1070 году, комплекс императорских гробниц в Ламшоне (1433-1505), ступа Бао-нгием в Буттхапе (1647). Период вьетнамского развитого феодализма характеризуется весьма разветвленной системой государственного образования, находившегося под контролем буддийских, позднее (с 12 века) конфуцианских феодальных ученых. В рамках религиозного синкретизма происходило ослабление влияния старых местных верований (к 18 вееку культ божеств этого происхождения утратил значение общегосударственного и сохранился лишь в общинах); буддизм тхиен, расцветший в 10-12 веках, с 13 века пришел в упадок; на протяжении всего периода постепенно усиливалось влияние конфуцианства, в 15 веке оно (в чжусианской форме) стало преобладающим в идеологической надстройке феодального общества.

Д. В. Деопик, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.