Ангкорская Камбоджа: гидротехнические сооружения
Водоемы |
Длина км |
Ширина |
Глубина |
Вместимость * |
|
|
|
|
|
Барай Лолеи (Индрататака) |
3,8 |
0,7 |
> 3 м |
10 |
Восточный барай (Яшодхарататака) |
7,12 |
1,7 |
< 3 м - < 5 м |
36 - 62 |
Западный барай |
8 |
2,1 |
2,5 м – > 4 м |
42 - 72 |
Барай Прах Кхан (Джайятатака) |
3,5 |
0,9 |
> 3 м |
10 |
Ров Ангкор-Вата |
5,6 |
0,19 |
4, 6м |
5 |
Ров Ангкор-Тхома |
12 |
0,1 |
4 м |
5 |
|
|
|
|
|
* в миллионах куб. метрах.
Три барая обрамляют укрепленный город, сформировавшийся к концу XII века, которому его основатель дал свое имя: Яшодхарапура. С XV столетия его называют Ангкор Тхом («Ангкор Великий» или «Большой город»). Представляя собой квадрат со стороной более 3 км, он окружен крепостной стеной, высота которой достигает 12 метров, и широким рвом, прорытым в конце XII века Джайяварманом VII после нападения на столицу чамов. В стене пять крепких ворот, четыре из которых располагаются по главным сторонам света, а пятые находятся напротив Королевского дворца (возведен до начала строительства Ангкор Тхома). На всех воротах и пятидесяти четырех башнях изображены по четыре лика Будды. К воротам ведут мощеные дороги, пересекающие ров, где вместо балюстрад установлены ряды мифических персонажей: богов и демонов, занятых вселенским пахтаньем *. В центре крепости
Ангкор Тхом и пахтанье 1: Байон; 2: Королевский дворец; Р/1: Ворота Победы;Р/2: Восточные ворота; Р/3: Южные ворота; Р/4: Западные ворота; Р/5: Северные ворота; С: Прасара Чунг (храмы, расположенные по углам); D: ряд богов; А: ряд демонов (асуров)
находится храм Байон с бесчисленными божественными ликами, буддистский государственный храм все того же Джайявармана VII. Это один из самых необычных монументов Ангкора. Вдоль широких дорог, ведущих к его воротам, были прорыты каналы для поступления воды и дренажа почвы; по углам крепостной стены возвышались четыре небольших храма, в каждом из которых было воздвигнуто по стеле в ознаменование перестройки столицы, предпринятой Джайяварманом VII. Наконец, с внешней стороны стены, неподалеку от всех четырех ворот, стоят четыре одинаковых маленьких храма или, скорее, часовни, построенные рядом с четырьмя лечебницами Яшодхарапуры (как гласит надпись на стеле Преах Кхан, существовала и пятая, но найти ее не удалось) (см. Лечебницы, m. IX).
Несмотря на то что Ангкор Тхом был построен позже других сооружений древней столицы, внутри его крепостных стен, севернее Байона, находятся несколько более древних сооружений. Северо-западнее Байона возвышается Бафуон, государственный храм Удаядитьявармана II (1050—1066), построенный к югу от Королевского дворца, который был тоже окружен стеной. Он был возведен в кошке XI века вокруг Пимеанакаса, пирамиды, датируемой концом VIII века. Единственными дошедшими до нас материальными следами внутри королевской крепостной стены являются несколько бассейнов-резервуаров, хотя в ходе последних раскопок были обнаружены остатки нескольких этажей здания. На востоке перед Королевским дворцом простирается «Терраса слонов» (конец XII века). Она представляет собой длинный цоколь, украшенный , изображениями, иллюстрирующими способы охоты на слонов, на котором находится возвышение, где восседал король во время проведения торжественных церемоний и представлений, разворачивавшихся на площади перед дворцом. С востока площадь ограничивается стоящими в ряд двенадцатью башнями (XI, конец ХП столетий), которые называются Прасат Суор Прат (башни плясуний на канатах), о которых Чжоу Дагуань пишет, что они использовались для проведения ордалий (или божьего суда). За исключением нескольких небольших сооружений, расположенных по большей части севернее и северо- восточнее Королевского дворца, многие из которых были построены позже (например, ансамбль Прах Питху, возведенный в ХП—XIV веках), от Ангкор Тхома практически ничего не осталось, если не считать буддистских террас, являющихся цоколями святилищ буддистских монастырей постангкорского периода. Этот район, несомненно, был самым густонаселенным в Ангкоре.
Южные ворота Ангкор Тхома
«Терраса слонов» в Ангкоме Тхоме
Являясь средоточием королевской власти и обширным храмовым комплексом, Ангкор Тком был одновременно уменьшенной копией Мироздания, окруженного океаном, который символизировал широкий ров, окружавший его. Здесь же находится гигантское изображение космического пахтанья, в результате которого боги и демоны получали из молочного океана напиток бессмертия (амриту). На воротах изображено, как они тянут за тело змея, приводя в движение Байон, служащий инструментом пахтания. Символизм этого изображения соответствует по своим масштабам великому городу. При этом следует вспомнить, что в одной индийской легенде, заимствованной кхмерами, король прославляется за то, что он «взбил океан своей победы».
Пахтание океана. Фрагмент баральефа из Ангкор Вата.
Большая часть монументов за пределами крепостной стены расположена на восточной стороне. Они сгруппированы вокруг Восточного барая, были построены в разное время и различны по своим размерам. К бараю ведет дорога от Ворот Победы, расположенных напротив дворца. Прежде чем пройти по мосту, перекинутому через реку, дорога проходит между двумя храмами, один из которых, Чау Сай Тевода, был первым храмом при остановочном пункте из построенных в середине XII века на пути, который вел к Прах Кхан в Компонг Свай через Бенг Меалеа. Не дойдя до барая, дорога сворачивает налево и идет вдоль рва, вырытого вокруг Та Кео, недостроенного государственного храма, строительство которого было начато в X веке Джайяварма- ном V. Затем она про-ходит вдоль южной ; дамбы барая и северной стороны обширного ансамбля Та Прохм (1186), буддистского храма, возведенного Джайяварманом VII в честь его матери и духовного наставника. Вдоль барая построен
Центральная часть Ангкор Тхома
Пре Руп (961), государственный храм с кирпичными башнями. Он был возведен Раджендраварманом к югу от Восточного Мебона (952) в честь предков. Над восточной оконечностью водохранилища возвышается еще один, второй по счету, храм при остановочном пункте на пути к Прах Кхан в Компонг Свай, носящий название Бантеай Самре (середина XII века). Южнее барая находится еще один прилегающий к Та Прохм буддистский храм Джайяварма- на VII, Бантеай Кдей, возведенный близ Срас Сранг, небольшого водохранилища длиной около 700 метров, современника Пре Рупа и буддистского храма Бат Чум (953), расположенного южнее. Еще южнее находится пятиглавый храм Прасат Краван (921), посвященный Вишну, знаменитый своими прекрасными барельефами на внутренних стенах обеих его кирпичных башен.
Южнее Ангкор Тхома расположены два главных географических ориентира столицы: почти сразу за рвом возвышается холм Пном Бакхенг, увенчанный государственным храмом, строительство которого было начато Яшоварманом I. У его подножия находятся несколько второстепенных сооружений, среди которых следует отметить небольшую пирамиду Баксей Чамкронг (первая четверть X века, закончена в правление Раджендравармана). Еще южнее возвышается Ангкор Ват, самый величественный и большой (1,5 км х 1,3 км) храмовый комплекс кхмерской столицы. Именно этот государственный храм Сурьявармана II (1113—ок.1150) дал название всему городу. Окруженный рвом шириной около 200 метров, он обладает двумя отличительными особенностями: во-первых, ориентирован на запад (в то время как все кхмерские храмы — на восток); и, во-вторых, он был посвящен Вишну (тогда как все предыдущие храмы возводились в честь Шивы). Буддистским храм стал не позднее XVI столетия; таковым остается и поныне. Еще далее на юг, по мере приближения к Великому озеру, сооружений становится все больше. По своей значимости и масштабам они вполне соответствуют Ролуосу, большая часть их датируется IX и предыдущими веками. Исключение составляет лишь храм, построенный на вершине Пном Крома Яшоварманом в начале X века.
Центральная часть Ангкора.
К западу от Ангкор Тхома расположен Западный барай, над западной оконечностью которого находятся сооружения, возведенные до X столетия. Самый знаменитый из них — Ак Йом, первый «храм-гора», датированный концом VIII века и частично погребенный под южной дамбой барая в конце X или в начале XI века. Возле самого Великого озера встречаются многочисленные и небольшие по размеру строения доангкорского периода.
Наконец, к северу от Ангкор Тхома возвышается хорошо видимый издали монумент: большой буддистской храм Прах Кхан, возведенный Джайяварманом VII в конце XII века. История этого храма не проста: его внешняя стена, построенная в первые годы правления короля, была сначала крепостной стеной города, названного Джайяшри: Фортуна победы или Фортуна Джайя (-вармана), временной столицы, предшествовавшей Ангкор Тхому. К воротам Джайяшри также вели широкие дороги, пересекавшие ров и обрамленные статуями богов и демонов, занятых космическим пахтанием. Что касается стен, то на них через регулярные интервалы были выбиты гигантские изображения Гаруды ** с распростертыми крыльями, которые символизировали превращение столицы в воздушный град (см. Другие брахманские боги, гл. VI). Завершив строительство Ангкор Тхома, Джайяварман VII возводит в центре Джайяшри храм (освящен в 1191), который он посвятил памяти своего отца — Прах Кхан, который значительно больше Та Прохм. В его ансамбль входит множество различных построек и сооружений, среди которых барай Джайятатака, храм-нилометр Пре-Неак-Пеан, возвышающийся в центре водоема, и храмы, построенные на его северном и восточном берегах (см. Храмы-нилометры, гл. IV).
Примечания
* Пахтанье океана — процесс сбивания океанских вод с целью получения напитка бессмертия амриты и мировых сокровищ (примеч. пер.).
** Гаруда — мифический орел у древних индийцев, царь птиц, олицетворение солнечного жара и бога (примеч. пер.).
Цитируется по изд.: Дажан, Брюно. Кхмеры. // Брюно Дажан. М., 2009, с. 51-60.