Церемониальный центр

ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР (англ. ceremonial centre), архитектурный комплекс, который отличается от поселка или даже города тем, что он полностью или частично состоит из построек религиозного или административного назначения. В дописьменный период церемониальные центры использовались обитателями прилегающего района, большую часть года жившими разбросанно в сельской округе. Такая модель поселения была распространена в некоторых частях Нового Света.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

 

Чавин

ЧАВИН (Chavin), Чавин де Уантар, церемониальный, центр на высоте 10 000 футов (3 048 метров) в североперуанских Андах. Постройки, в которых выявлено несколько периодов реконструкции, представляют собой различные храмовые платформы, содержащие ряд связанных между собой галерей и камеры на разных уровнях. В древнейшей части комплекса был найден Лансон — гранитный блок высотой 4,5 метра, на котором вырезана человеческая фигура с клыками кошачьего хищника и змеями вместо волос (…). Рельефными украшениями сходного стиля украшены притолоки, двери и карнизы.

Тиауанако

ТИАУАНАКО (Tiahuanaco), крупный городской и религиозный центр в Боливийских Андах близ озера Титикака. Возник, вероятно, к 200 году до н. э., но лишь на стадии раннего Тиауанако (или Кея), в первых веках н. э. появляются зачатки будущего развития — каменные постройки и характерная орнаментация керамики (…). К этому периоду принадлежит большинство культовых платформ. В течение следующего периода — классического Тиауанако — установлены большие ворота, высеченные из единого андезитового блока, на них вырезана фигура божества с «короной» из лучей, оканчивающихся головами пумы и геометрическими рисунками. В руках божество держит два жезла, увенчанных головами орла. Похожие изображения кошачьих и птиц появляются на керамике. Объекты в стиле классического Тиауанако встречаются южнее вплоть до пустыни Атакама в Чили, около 600 года н.э. рисунки, связанные с мифологией Тиауанако...

Исэ Дзингу

Святилище Исэ (Исэ Дзингу), расположенное в городе Исэ, префектура Миэ, является самым священным среди святилищ во всей Японии. Оно состоит из двух комплексов: внутреннего святилища (Котайдзингу, или Найку) и внешнего (Тоёукэдайдзингу, или Гэку). Во внутреннем святилище хранится священное зеркало Аматэрасу, богини солнца, породившей непрерывную династию японских императоров. Во внешнем святилище почитается Тоёукэ, который не только являющийся ками пропитания и сельского хозяйства, но также обеспечивает Аматэрасу пищей.

Цуругаока Хатиман

Святилище Цуругаока Хатиман (Цуругаока Хатимангу). Кумирня Цуругаока Хатимангу была основана в 1063 г. Минамото-но Ёриёси (988— 1075), чтобы почитать божество — хранителя семьи Хатимана, бога войны. Святилище посвящено духам императора Одзин (обожествленного как Хатиман), его матери Дзингу Кого и жене Химэ Оками. Ежегодный фестиваль, учрежденный Минамото-но Еритомо, проводится в сентябре и включает показательную стрельбу из лука (ябусамэ) и парад с тремя о-микоси (переносные святилища).

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 263.

Ицукусима Дзиндзя

Святилище Ицукусима (Ицукусима Дзиндзя; также известно как Акино Миядзима). Синтоистское святилище, построенное на небольшом острове Ицукусима в заливе Хиросима и посвященное трем дочерям Сусаноо (брата Аматэрасу), а с периода Кама-кура — Бэндзай тэн (см. ситифукудзин). Согласно традиции, местный житель устроил это святилище в 593 г. после того, как его посетили три упомянутых божества, однако более вероятно, что на самом деле кумирня была сооружена в 811 г. В XII столетии полководец периода Хэйан Тайра-но Киёмори пышно перестроил Ицукусима, сделав его святилищем — хранителем своего клана.

Мекка (СИЭ, 1966)

МЕККА - город в Саудовской Аравии. 159 тысяч жителей (1963), в отдельные годы за счет паломников - до 200 тысяч. Священный город мусульман-суннитов и место их паломничества - хаджжа. До ислама Мекка была населена племенем курейш; играла важную роль в торговле между Востоком и странами средиземноморского бассейна, была религиозным центром языческих племен Аравийского полуострова. После возникновения ислама стала религиозным центром мусульман.

Синай: Касравит и другие

На севере Синайского полуострова пролегал путь, связывавший Египет с одной стороны и Палестину и Сирию — с другой. В этой области было много портов, а также перевалочных пунктов на караванных путях. Набатеев было много повсюду на побережье, от Газы и Риноколуры (сейчас известной как эль-Ариш) до тех мест, где сейчас пролегает Суэцкий канал вплоть до восточной части дельты Нила с III века до н. э. по I—II века н.э. Однако некоторые набатейские торговцы предпочитали путешествовать по более южным путям.

Капитолийский храм

КАПИТОЛИЙСКИЙ ХРАМ - древнейший римский храм на Капитолии, в котором почиталась Капитолийская триада. По преданию, начал строиться Тарквинием Приском, освящен в 509 году до н. э., сохранялся до 6 века н. э. Капитолийский храм был разделен на 3 целлы (придела), средняя посвящалась Юпитеру, представленному статуей (Юпитер, сидящий на троне из золота и слоновой кости). Капитолийский храм имел большое значение в укреплении римского государства, в ликвидации родовой разобщенности.

Парфенон

ПАРФЕНОН («храм девы»).  «Парфенос» — прозвище Афины, как богини-девственницы, сооруженный во время правления Перикла. Архитекторами Парфенона были Калликтрат и Иктин. О скульптурах, украшающих Парфенон, см. Эльджинские мраморы и Фидий. В более позднее время в Парфеноне хранилась государственная казна. В 5 веке Парфенон стал христианской церковью Святой Марии, а в 15 веке — турецкой мечетью. В 1687 году при осаде Афин венецианцами сильно поврежден. 

Удджайн

УДДЖАЙН (древнее название - Удджайини, Уджайяни) - древний город в Индии. Один из семи священных городов индусов, центр религиозного паломничества, важный политический, экономический и культурный центр в древности и средневековье. Возник около 7 века до н. э., был столицей царства и области Аванти (до начала н. э. он часто назывался также Аванти), центром западного наместничества империи Маурьев (3 век до н. э.), служил обычно столицей правителей Малвы (до 16 века), центр субы Малва в империи Великих Моголов (16 - 17 века).

Подписка на RSS - Церемониальный центр